22 октября / 4 ноября - празднование в честь
Казанской иконы Божией Матери
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником Казанской иконы Божией Матери!
Желаю доброго здравия, долгоденствия, глубокой духовной радости о Господе
и молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы.
Да дарует вам Сама Небесная Заступница Свои обильные милости,
источает неоскудевающую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.
***
Настоятель храма Живоначальной Троицы в Серебряниках
протоиерей Иоанн Сирота
Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, распят на древе, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в Ее честь.
«Казанская» икона Пресвятой Богородицы во все времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 40.
Вместе с покорением Казани русскими, и даже еще ранее, посеяны были здесь первые семена христианства. Но эти семена на новой почве не вдруг принесли свои обильные плоды. Ислам не без агрессивной борьбы уступал свои вековые позиции. Много было пролито крови в Казани прежде, нежели утвердилось здесь православие. При первых архипастырях Казани, свтт. Гурие и Германе, наделенных в обилие особенными естественными и благодатными дарами, быстро возрастало и утверждалось христианство в землях казанских. В это время проповедь Евангелия в этих землях просвещала многих, но далеко не всех. Уже при преемниках свтт. Гурия и Германа, которые не обладали теми великими дарованиями, каковыми обладали последние, успех христианской проповеди стал заметно сокращаться. Митрополит Казанский Герман через 20 лет после смерти свт. Гермогена жаловался царю Федору Ивановичу на усиление магометанства в его землях. В это время – время видимого ослабления христианства перед исламом от недостатка людей крепких духом и словом, в укрепление немощи человеческой – нужна была высшая, Божественная помощь. И всегда промышляющий Господь над своими избранными, не замедлил явить помощь явлением чудотворного образа Богоматери во славу святого имени Своего и на попрание заблуждения неверных.
В 1759 году Казань пострадала от пожара, в огне которого пострадала значительная часть города. Православные жители города смиренно перенесли это несчастие и стали вновь устроят свои дома и храмы. Однако для неверных это обстоятельство стало новым оружием против православных. В случившемся пожаре они видели гнев Божий на христиан и потому недостоинство христианства перед исламом. И вера христианская, как говорит летописец, «сделалась притчею и поруганием». Господь не оставил верных рабов Своих и, по выражению летописца, показал великое свое человеколюбие оттуда же, откуда испустил праведный гнев Свой на них за согрешения их.
Почти в том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца Даниила Онучина, сгоревший вместе с другими постройками. Когда стрелец собрался начать строительство нового дома на своем пепелище, десятилетней дочери стрельца Матрене явилась во сне Богоматерь и повелела поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону на месте сгоревшего дома. Девочка поведала сон матери, но та не придала словам девочки серьезного внимания. Видение повторилось, но и во второй раз мать не обратила на него внимания. Наконец в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Пробудившись, девочка стала просить родных о исполнении приказания Богородицы. Тогда донесли о случившемся городским воеводам Андрею Нотреву, Михаилу Битаговскому, Василию Шулепину и архиепископу Иеремии, но никто из них не поверил словам девочки.
8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла заступ и стала сама копать в том месте, где указала Матрена. Копали долго, но не нашли искомого. Вскоре к ним присоединились и другие, но успеха в деле не было. Тогда сама Матрена взяла в руки заступ и стала копать в том месте, где в их доме была печь. Выбрав значительное количество земли она нашла заветное сокровище. Все увидели чудесную икону Богородицы «Одигитрии» с предвечным Младенцем завернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не поврежденный, точно икона была только что написана. Радостная весть о чудесной находке быстро облетела весь город. К месту обретения прибыл архиепископ и совершив молебен с крестным ходом перенес икону в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, в последствии патриарх всея Руси. По совершению в этом храме молебного пения перед иконой, она торжественно была переправлена с крестным ходом в Благовещенский собор. На пути следования этой иконы от чудного образа Богоматери было явлено первое чудо исцеления слепца Иосифа. Так начались бесчисленные чудотворения от этой дивной иконы. В последующие времена было отмечено, что от «Казанской» иконы Богородицы особо много исцелений подается людям, страдающим глазными болезнями. Это преимущественное исцеление слепоты телесной не служит ли чудным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омраченных слепотою ислама.
Вскоре после обретенья иконы с дивного образа был снят точный список и вместе с подробным донесением отправлен в Москву к царю Ивану Васильевичу IV (Грозному). Ознакомившись с делом, царь повелел, на месте обретения иконы устроить женский Богородицкий девичий монастырь и в нем хранить обретенную икону. В устроенном монастыре Матрена вместе со своей матерью первыми приняли монашеский постриг. Матрену постригли с именем Мавры и в последствии на стала настоятельницей этого монастыря.
Чудотворная икона «Казанской» Божией матери до 1612 года была особо чтима только в Казани, и празднование в честь этой иконы совершалось 8 (21) июля в день ее обретения. В 1612 году 22 октября при сражении русских войск с поляками в Москве, список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Так как, молитвами и заступничеством Владычицы, явление чудотворной иконы «Казанской», государство Российское было очищено от поляков, царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования «Казанской» иконе Богородицы, установил празднование 22 октября (4 ноября) по всей России.
Икона «Казанской» Богоматери восходит по своей иконографии к одному из древнейших византийских иконографических изводов и представляет собой вариацию иконографии «Одигитрии». Богоматерь изображена менее чем в половину роста. Богомладенец представлен в большую половину роста с благословляющей десницей.
(По материалам сайта Православие.ру)
Всенощное бдение
Праздничная Божественная Литургия