Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших
Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – т.к. всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней). Cовершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.
Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы – сразу после Светлой пасхальной Седмицы – призывает радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Сурожского Антония, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых».
Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилы Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими.
В некоторых местах этот день называют древнеславянским словом «навий», то есть «день мёртвых». В Малороссии его также называют «могилками», «гробками», «проводами». «Неофициальный» характер этого поминовения подчеркивается тем, что церковный Устав не предусматривает для богослужения особых заупокойных апостольских и евангельских чтений.
Распространившийся же в настоящее время в народе обычай посещать кладбища в самый день Пасхи и других больших праздников со снедью и спиртными напитками в корне противоречит христианской догматике и Уставу церкви, он восходит к языческим тризнам на могильных холмах.
Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Если у христианина есть благочестивое желание в память о своих дорогих усопших сродниках совершить какой-либо благочестивый поступок, то можно принести в храм продукты и положить их на панихидный столик.
На панихиду рекомендуется приносить продукты с достаточным сроком годности, долговременного хранения, как-то: крупы, сахар, соль, муку, рыбные и овощные консервы, печенье, яйца, растительное масло.
Допускается приносить Кагор для таинства Евхаристии.
Можно устроить в память об усопших сродниках поминальную трапезу для прихожан или накормить малоимущих пенсионеров, многодетных, инвалидов и т.д.