joomix.org
  

 27 сентября (14 сентября по ст. стилю) Православная Церковь  почитает

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 

 

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя//
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

(Тропарь Воздвижения Креста Господня)

         27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

О спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия… Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:18,23–24).

Кресту Господню посвящено в церковном году несколько праздников, и главный из них, двунадесятый — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Крест имел исключительное значение в жизни святого равноапостольного царя Константина. В 312 году, перед решающей битвой с правителем Западной части Римской империи Максенцием, Константин увидел в небе таинственный образ — «составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: „Сим побеждай“».

Явление Креста Константину. Деталь миниатюры из рукописи 879–882 гг., греческий фонд Парижской национальной библиотеки.

 Явление Креста Константину. Деталь миниатюры из рукописи 879–882 гг.,

греческий фонд Парижской национальной библиотеки.

В следующую ночь явился ему и Сам Христос с этим знаком, повелев сделать с ним знамя для победы над врагами. После этого Константин разбил войско Максенция и уже в 313 г. издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. А в 324 г. Константин под знаменами с христианской символикой одержал окончательную победу и над правителем Восточной части империи Ликинием, продолжавшим гнать христиан.

Так святой равноапостольный Константин стал единодержавным правителем огромной Римской империи и узаконил во всех ее пределах христианскую религию.

Около 326 г. император послал свою матьцарицу Елену, в Палестину для посещения мест земной жизни Спасителя и поисков Креста Господня.


Святые равноапостольные Константин и Елена.
Фреска монастыря Святого Николая Анапавса в Метеорах, Греция. 1527 г.

Задача была невероятно сложна. За прошедшие три века римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить всякие воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Во II–III веке гора Голгофа, пещера Гроба Господня и другие святые места Иерусалима были погребены под слоем обломков, оставшихся после разрушения Иерусалимского храма и иных зданий города в 70 году. По указанию императора Адриана с 130 года здесь строились новые здания — в том числе языческие храмы Юпитера и Венеры.

Царица Елена была уже стара — ей было не менее 70 лет. Многие старые иконы и фрески подчеркивают ее преклонный возраст. До воцарения своего сына она прожила очень непростую, полную лишений и унижений жизнь. И совершенно поразительно, с каким горячим желанием она отправилась в это путешествие.По распоряжению царицы Елены языческие строения Адриана были разобраны, обломки и мусор расчищены. Наблюдая сверху за раскопками и видя, когда рабочие уставали и замедлялись, императрица бросала им для поощрения трудов золотые монеты (огражденное место с каменным седалищем на скале, где сидела царица, можно увидеть в Иерусалимском храме Воскресения Христова, спускаясь к месту обретения Креста).

Наконец были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Но как узнать, на котором из них был распят Спаситель?

Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия.

Патриарх Макарий, помогавший царице, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда покойника коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо — умерший ожил.

В желании увидеть царицу, а теперь и источник небывалого чуда, вокруг толпилось множество народа,и за многолюдством было невозможно разглядеть Крест.

Тогда патриарх Макарий, встав на возвышении, воздвиг — высоко поднял для всеобщего обозрения — Крестное древо.

На византийской иконе XVI века и святая царица Елена, и патриарх Макарий изображены дважды: вот они наблюдают за раскопками, а вот патриарх воздвигает Крест, а Елена благоговейно взирает на святыню.

Средневековые художники не по наивности изображали на одной иконе сразу несколько эпизодов, с повтором лиц.

Икона — это образ вечной реальности, образ некой полноты события, а не частного проявления этого события. Раскопки, обретение и воздвижение Креста — это цельное событие, которое мы и празднуем.

 

Обретение Креста Господня. Икона XVI в.

 

Обретение Креста Господня. Икона XVI в.

Обретение равноапостольной царицей Еленой во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей празднуется 6/19 марта. Почему же Воздвижение Креста празднуется полгода спустя? Дело в то, что сразу после обретения Животворящего Креста на месте Распятия и погребения Спасителя по приказу равноапостольных императора Константина и его матери Елены было начато строительство храма над Гробом Господним. Освящен храм был в сентябре 355 года, этот день — празднование Памяти обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего)— сохранился и в нашем церковном календаре под 13/26 сентября. Этому празднику посвящено немало храмов, его нередко называют «осенней Пасхой».

К ежегодным празднованиям освящения (обновления) храма, которое воспринималось как событие вселенского масштаба, в IV–VI вв. в Иерусалим стекалось множество паломников со всех концов империи. Празднование длилось целую неделю.

На второй день праздника был установлен обычай воздвигать для всеобщего поклонения Древо Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня. Иконописец Гурий Никитин, 1680-е гг.

Воздвижение Креста Господня. Иконописец Гурий Никитин, 1680-е гг.

Начиная с VI в. именно празднование Воздвижения Креста 14/27 сентября становилось господствующим праздником, а праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) 13/26 сентября стал восприниматься как предпраздничный день перед этим великим торжеством. Это естественно: значение Креста — воистину вселенское, центральное в православном исповедании.

Постепенно сложился торжественный богослужебный чин воздвижения Креста, совершаемый в храмах — с пятикратным воздвижением Креста, на все стороны света, начиная и завершая востоком. Духовно это действо связано с событиями при обретении Животворящего древа, когда, после чудес от него, патриарх Макарий высоко поднимал Крест, чтобы стекавшийся народ мог его увидеть.

(По материалам сайта Азбука.ру)

 IMG-20240927-WA0007

IMG-20240927-WA0009