29 сентября (16 сентября по ст. стилю) Православная Церковь празднует день памяти святой мученицы Людмилы, княгини Чешской
Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, /
явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея /
истинный день Богопочитания в Честей земли начав.
Княгиня Людмила – первая чешская святая и мученица, ставшая национальной святой Чехии, а также покровительницей бабушек, матерей, христианских воспитателей и учителей.
Прежде всего, ее почитают в Центральной Европе: в Чехии и Словакии, а также в Германии, Австрии, Франции и, конечно же, во многих славянских странах.
Также множество российских женщин носят имя в честь святой Людмилы Чешской, видя в ней свою небесную покровительницу.
Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику».
Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).
О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.
Супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.
Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей.
За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось славянское богослужение до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».
Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.
Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.
Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.
Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.
Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.
После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.
***
Одной из святынь нашего храма Живоначальной Троицы в Серебряниках является икона святой мученицы Людмилы с частицей ее святых мощей.