4 ноября (22 октября по ст. стилю) - празднование в честь
Казанской иконы Божией Матери
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
(Тропарь Божией Матери перед иконой Ея "Казанская")
4 ноября, в День народного единства, Православная Церковь чтит Казанский образ Божией Матери — одну из самых известных Богородичных икон в России. Откуда она взялась, как выглядит, чем объясняется ее всенародное почитание?
Всем хорошо известна история Казанской иконы Божией Матери, которая начинается в XVI веке в Казани. После опустошительного пожара, который охватил город в июне 1579 года, девятилетней девочке по имени Матрона, дочери царского стрельца, стала являться Божия Матерь. Богородица повелела ей отыскать Свой образ на одном из пепелищ. Сначала девочке никто не поверил, однако видения продолжились. Только после настойчивых обращений к местному епископу начались поиски, и образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. На месте обретения иконы по указу царя Ивана Грозного был построен Богородицкий девичий монастырь, куда и был помещен найденный образ.
Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает Путеводительница. На иконе Богородица изображена в пурпурном мафории (мафорий — покрывало замужней женщины на Древнем Востоке, закрывающее голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Голова Божией Матери слегка наклонена в сторону Богомладенца Христа. Сам Спаситель изображен по пояс. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая скрыта одеждой. Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.
Сразу после явления в Казани от иконы по молитвам верующих стали происходить чудеса. Уже в 1594 году будущий Патриарх Ермоген, в ту пору митрополит Казанский, написал труд под названием «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» и составил службу этой иконе. Однако всероссийская известность и общенародное почитание Казанской иконы объясняется еще и тем, что она неразрывно связана с ключевыми, судьбоносными моментами в истории нашей страны.
Во-первых, Смутное время. В 1611 году список Казанской иконы стал духовным символом Второго ополчения. Перед ней ополченцы молились перед штурмом Кремля, в котором засели польские интервенты. После завершения Смуты икона осталась в Москве и в 1636 году была перенесена в Казанский собор на Красной площади, построенный в честь освобождения столицы. С 1649 года день изгнания поляков из Москвы — 22 октября (4 ноября по н. ст.) — стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.
Во-вторых, Полтавская битва 1709 года. Накануне сражения перед Казанской иконой, спасенной из устроенного шведами пожара в селе Каплуновка, был совершен молебен. За богослужением молился сам царь Пётр I, а вместе с ним солдаты и офицеры. Они обращались к Богородице с просьбой о победе над неприятелем. В итоге Полтавская битва завершилась полной победой русских войск.
В-третьих, Отечественная война 1812 года. Именно перед Казанской иконой молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов перед отбытием в действующую армию. А в сам праздник Казанской иконы, 22 октября, состоялось сражение под Вязьмой. Армия Наполеона потерпела первое серьезное поражение после ухода из Москвы, потеряв в битве около 8 тыс. человек. Неслучайно поэтому Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1811 году, после войны стал храмом-памятником русской армии и местом упокоения Михаила Кутузова.
Речь идет о различных списках (списком иконы называют точное воспроизведение первоначального образа) с иконы, явленной в Казани в 1579 году. Самыми известными считаются три списка: московский, санкт-петербургский и ватиканский.
К сожалению, оригинал был безвозвратно утрачен. Казанский образ похитили в ночь с 28 на 29 июня 1904 года из монастыря в Казани, где он находился с самого начала. Святотатцев, совершивших преступление, нашли довольно быстро. Однако сам образ отыскать не удалось. Дома у преступников нашли только драгоценности и частицы украшений, снятых с иконы. Основная версия сводилась к тому, что икону злоумышленники просто сожгли. Сейчас на исторической родине иконы, в Казани, находится ватиканский список Казанского образа. Этот список хранился в покоях Папы Римского Иоанна Павла II и был передан им в Россию в 2004 году. Специальная комиссия признала икону списком с первообраза Казанской иконы, созданным не позднее начала XVIII века. В Казани она хранится в Богородицком мужском монастыре по адресу ул. Большая Красная, д. 5.
Московский список — тот самый, который пришел в Москву вместе с ополчением Минина и Пожарского и столетиями хранился в Казанском соборе на Красной площади, — в 1918 году был украден, и только милостию Божией в 2023 году вновь возвращен в Казанский собор на Красной площади. Петербургский список Казанской иконы был сделан по заказу вдовы брата и соправителя Петра I царя Иоанна V Прасковьи Федоровны. Сначала он хранился в придворной деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. В 1737 г. икону перенесли в построенную по распоряжению императрицы Анны Иоанновны каменную церковь. К этому времени икона уже широко почиталась как чудотворная. В 1811 году икону торжественно поместили в построенный в ее честь Казанский собор на Невском проспекте. После закрытия собора в 1932 г. икона находилась в разных храмах Ленинграда и вернулась на прежнее место в 1998 году, после передачи Казанского собора Русской Православной Церкви.
(по материалам сайта foma.ru)