19 января (6 января по ст. стилю) Православная церковь отмечает
один из важнейших двунадесятых праздников-
Крещение Господа нашего Иисуса Христа.
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна//
в водах Иорданских.
В этот день Православная церковь отмечает один из важнейших двунадесятых праздников, событие, о котором повествует Евангелие, — крещение Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в реке Иордан.
В православной традиции праздник Крещения Господня принято называть еще Богоявлением, потому что в этот день Господь явил Себя как Троица. Это второе название появилось в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном. В Евангелии от Луки сказано: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. Так было засвидетельствовано, что Иисус не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Но иногда в богослужебных книгах мы встречаем ещё и третье название этого праздника, – Просвещение. Оно возникло в связи с тем, что Господь, явившись на Иордане, просветил Собой весь мир.
Вот как пишет об этом событии Святитель Феофан Затворник: «Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество».
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
Благочестивая традиция празднования Крещения Господня появилась, судя по всему, ещё в те времена, когда живы были апостолы, поскольку в Правилах апостольских имеются упоминания об этом дне.
В первые века христианства именно на Богоявление крестили новообращенных, которых тогда называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, день Крещения часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами».
Главной особенностью богоявленского богослужения является освящение воды. Её освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.