joomix.org
  

 Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

16444.p

Запечатану гробу,/ Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже,/ и дверем заключенным,/ учеником предстал еси,/ всех Воскресение,/ дух правый теми обновляя нам,// по велицей Твоей милости.
(Тропарь недели Антипасхи)

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой. Слово «анти» в греческом языке означает не только «против», но и «вместо», «вслед за», «повторение». Поэтому Антипасха — это не «анти-» в смысле «против», а «анти-» в смысле «отражение», «продолжение» Пасхи. Это когда торжество Воскресения продолжается, укрепляется и углубляется в сердцах верующих. Церковь празднует в этот день уверение апостола Фомы в Воскресении Учителя — Иисуса Христа.

Антипасхой завершаются семь торжественных дней празднования Воскресения Христова. Этот день также называется Фоминым воскресеньем — по имени апостола Фомы. В народе этот день принято еще называть Красной горкой.

«Фома неверующий» до сих пор остается художественным образом, практически не имеющим ничего общего с его евангельским прототипом. Имя святого апостола Фомы ассоциируется с эпизодом, когда он не поверил рассказу учеников о воскресении Иисуса Христа: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25) . Через неделю ему явился Сам Господь и показал Свои раны. В этот момент преданный ученик Спасителя воскликнул: Господь мой, и Бог мой (Ин 20: 28). В словах апостола Фомы слышится новая пасхальная радость. Оттого еще одно название Недели Антипасхи — Новая.

Почему Спаситель приходит к Фоме, а не к тем, кто распял Его, кто так же, как Фома, не верил в Его предстоящее торжество? Почему Он открылся немногим, а не пошел на городскую площадь, не объявил о случившемся в Храме? Чтобы понять это, зададим другой вопрос: а что мы знаем об апостоле Фоме, удостоившемся милости, которой не получила остальная Иудея?

Евангелие говорит о нем как о решительном и горячем человеке. Услышав в свое время слова Иисуса о предстоящем распятии, он, в отличие от других, не стал отговаривать Его идти в Иерусалим, а воскликнул: «Пойдем и мы умрем вместе с Ним!»

Видимо, не совладав со своими чувствами, после распятия он не остался с остальными учениками, и поэтому, когда воскресший Христос впервые явился им, Фомы среди них не было. А потом, когда ему рассказали о случившемся, он отреагировал так, как сделал бы это любой другой человек: «Не может быть, вам показалось, вы хотите таким странным образом успокоить меня. Не поверю, пока не увижу». И вот, подумать только, ради него одного Господь приходит еще раз. Он Сам показывает Фоме Свои раны и разрешает ему осязать их, Сам возвращает назад своего ученика. Апостол Фома подтверждает: для человека, желающего поверить, но не имеющего для этого внутренних сил, дорога в Церковь тем не менее не закрыта.

Уверение Фомы подобно спасению его от смерти. Отпавший от своих братьев, потерявший надежду, но страстно желавший ее обрести, он хотел верить и не мог. Иудейские же начальники, напротив, — верили вопреки своему желанию. Они не нуждались в уверении, прекрасно сознавая, что они сделали, иначе зачем заставлять врать стражу, стоявшую у Гроба Господня?

Другие же не верят, но их неверие столь сильно, что они не изменили бы мнения и увидев воскресешего Христа. Даже коснувшись Его ран, убедившись в том, что это действительно Он, люди эти нашли бы происходящему объяснение, так же, как прежде находили объяснения всем Его чудесам.

История Фомы — история человека, стремящегося к Богу, противопоставленная тем, кто идет в обратную сторону, или тем, кто стоит на месте. Именно он получает великую милость от Господа.

Согласно Священному Преданию, апостол Фома основал Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии — память об этом сохраняется до сих пор. В 72 году от Рождества Христова он принял мученическую смерть. Перед этим обратил в христианство сына и супругу правителя города Мелипура, за что претерпел пытки и скончался, пронзенный пятью копьями.