joomix.org
  

  18 января (5 января по ст. стилю) 
навечерие Богоявления (крещенский сочельник)

  ib18

  Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие://
Христос явися во Иордане освятити воды.
(Тропарь навечерия Богоявления)

  

 Рождение и крещение Сына Божия до 5 века было принято вспоминать в один день — 6 января и назывался этот праздник Теофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Сочиво

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост.

Перед самыми большими праздниками всегда есть посты. Пост перед Пасхой, перед Рождеством, перед Успением Пресвятой Богородицы. Именно поэтому и существует Крещенский однодневный пост, названный сочельником.

Вторая причина, которая также очень важна — это память святого Иоанна Предтечи. Святого Иоанна еще называют Крестителем, ведь именно он провел обряд крещения Христа в реке Иордан. Как известно, святой погиб от рук язычников, приняв мученическую смерть. В честь него православные люди постятся в Крещенский сочельник.

Именно отсюда, от однодневного поста,  и пошла традиция варить в навечерие Богоявления сочиво. Традиция эта не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в обиход повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам, по состоянию здоровья и с благословения духовника!

В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Никаких особых развлечений в Крещенский Сочельник не полагается. Если есть возможность, следует обязательно прийти  в храм на богослужение, тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. 

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой.

Водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». 
При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

 

Великое освящение воды.

канон-Всенощная

освящение Всенощная

освящение Всенощная1