joomix.org
  

 19 января ( 6 января по ст. стилю) 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ

крещение. икона

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
(Тропарь Крещения Господня)

 

Праздник Крещения Господня (Богоявление) восходит к апостольским временам и относится к числу трех самых древних праздников – Богоявление – Пасха - Пятидесятница (Троица). 

Почему у этого праздника два названия – Крещение и Богоявление? 

Сейчас в православной традиции эти названия относятся к одной и той же дате – 6 (19) января, а вот древние христиане в этот день отмечали целых три события – Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне! Вплоть до IV века Церковь знала один-единственный праздник – Богоявление, который включал в себя всю палитру рождественско-крещенских смыслов. Но со временем каждый евангельский эпизод стал вспоминаться особо, и за ним закреплялась отдельная календарная позиция. 

Сегодня, относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого. Первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком.

 

Главная мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выражена апостолом Иоанном Богословом: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). Говоря проще, Богоявление – это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель,  Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, Кто смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, Кто принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана.

 

Почему же безгрешный Христос проходит омовение у Иоанна, которое было символом покаяния и веры в грядущего Мессию, ведь Иисус безгрешен и не в таком омовении?

Совершая обряд, и погружаясь в реку наравне с другими кающимися, Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует.

Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно – освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения.

Почему же именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима вообще никакая биологическая жизнь.

Крещенская вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году – именно в  день Богоявления. Этот чин так и называется – Великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения – именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек (кстати, это намек на связь праздника и Таинства).

По традиции Русской Православной Церкви, Богоявленская вода освящается утром и вечером. Традиция двукратного освящения – чисто историческая: со временем прихожан в храмах стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Но никакой разницы не существует между той водой, которая была освящена на малой вечерни Сочельника, и той, которую освятили после Литургии в сам праздник.

Вода эта – действительно особенная. Издревле называемая Агиасмой (в переводе с греческого – «великая святыня»),  она и почитается лишь немногим меньше Причастия. Даже молитвы великого чина освящения напоминают Анафору – самую главную молитву, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Церковь верит, что после великого чина Крещенская вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошел Спаситель две тысячи лет назад. Отсюда и такое огромное благоговение к этой великой святыне.  Принимают Агиасму только внутрь, иногда каплями можно окроплять лицо. Пьется она натощак и обязательно – с молитвой и верой.

Кроме Богоявленской православная традиция знает и другую святую воду – она благословляется «малым» чином в остальное время, например, на водосвятных молебнах. Это тоже святыня, но меньшего порядка, чем Агиасма. Ее святость сродни святости любого посвященного Богу предмета – то есть на нем благодать Божья почивает, но каких-либо существенных преобразований с ним не происходит. А вот в случае с Агиасмой и с Причастием все как раз наоборот – вода, хлеб и вино, сохраняя свои физические свойства, приобретают новые качества и являют собою совершенно иную, отличную от земной, реальность.

Интересно, что на Крещение освящается не только та вода, над которой священники возносят молитвы, но и вообще вся вода на Земле! В одном из праздничных гимнов поется: «Днесь вод освящается естество». И все же Агиасма – это святыня в самом полном смысле слова, а вода в реке – в переносном. Освящение воды в водоемах на Богоявление – это напоминание о том, что нынешнее состояние природы – противоестественно, и подлинный образ твари – совсем иной: он лучше, чище, светлее ее теперешнего падшего состояния. Каковой является обычная вода в день Крещения Господня, таковой она станет после второго пришествия Христа. 

 Отдельно стоит сказать о крещенских купаниях в проруби. Это скорее народная традиция, и никакого сакрального значения они не имеют. Если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой, чтобы очистить себя от душевной скверны, то по вере его и будет ему. Если же купание в иордани воспринимается как некая оздоровительная процедура либо совершается во имя «спортивного интереса», то никакой духовной пользы это мероприятие не принесёт.

(по материалам сайта "Фома"

Праздничная Божественная Литургия. Великое освящение воды.

Причастие

икона чаша-Литургия

 освящение литургия

Литургия освящение бак