joomix.org
  

 7 апреля (25 марта по ст. стилю) праздник Благовещения
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Устюжское Благовещение

 Устюжское Благовещение  (XII век), ГТГ

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
(Тропарь Благовещения)

 

Праздник Благовещения относится к главным непреходящим двунадесятым праздникам. Он празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества ХристоваПо учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

Воспоминание Благовещения началось еще в первые века христианства. Изображения этого события присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, однако,  установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Празднику Благовещения придавалось особое, основополагающее для христианского вероучения значение, потому что этот день - начало Нового Завета!

Отсюда проистекает и традиция древней Церкви первый день творения и день Благовещения праздновать одновременно.

Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» (Быт 3:15) уничтожит, прельстившего их змея (дьявола). «Семя жены» — это образ безмужнего зачатия Христа, рожденного от Девы Марии.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы (Ис 7:14). Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.

Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Дева Мария, конечно, была особенным человеком, иначе Господь не избрал бы Ее для такого удивительного, эпохального события, которое изменило всю историю – соединение Божественной и человеческой природы в Ее Сыне.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Вера Девы Марии была не 
менее сильной, чем у многих женщин – христианок, которые избирали путь служения только Господу, и о которых мы знаем уже из последующей истории Церкви. Но ее природа была особенно открыта к принятию ангельской вести и действию Божией благодати. Одно явление ангела не могло совершить всего дела, требовалось и согласие человека, согласие Девы Марии принять волю Божию и стать Матерью Спасителя. Богородица дала согласие от имени всего человечества: "Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38). Так произошло двойное событие: явление милосердия Божиего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, благой вести. Без согласия Богоотроковицы не произошло бы и нашего спасения, так как Бог никогда не действует против свободной воли человека. Богу нужна свободная любовь человека к Нему, а не вынужденная какими-либо внешними обстоятельствами.

Знаменательно, что в храме место сюжета Благовещения – царские врата, и это несет в себе множество смыслов:

врата – это и открывающаяся Книга Евангелия, и сама Благая весть, и напоминание о завесе Святая Святых Иерусалимского храма. (Кстати, за изготовлением этой завесы прошло детство Марии. Она, будучи в обручении, ткала по оказанной Ей чести пурпур - драгоценную пряжу для Завесы, и именно эта завеса разодралась надвое в момент смерти Её Сына на Кресте).

пурпур - это символ, говорящий о самом непостижимом, о тайне Боговоплощения. (В знаменитой иконе Устюжское Благовещение (XII в.) мы видим в руках Девы Марии пурпурную нить, из которой она ткала завесу. Живописным языком, очень образно выражает иконописец, как в лоно Богородицы входит Младенец, Божественным образом созидается Его Плоть).

Архангел Гавриил часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете.

Очень символично также и то, что праздник Благовещения приходится на весенний период, когда сама природа возрождается после зимы и смерти. В этот день по православной традиции принято выпускать на волю птиц, как бы символизируя спасение души человеческой от вечной смерти, потому что в Благовещении в мир пришла благая весть о том, что явилось наше освобождение, произошло соединение Божественной и человеческой природы, которое в полной мере раскрылось именно в победе над смертью.

В 2024 году Благовещение совпало с Крестопоклонной неделей, поэтому на Всенощном бдении состоялся вынос Креста Господня.

 евангелие

приложение к кресту